Шендер Декор
Lock 8 (499) 409-37-35  |||  8(499) 124-63-63||| [email protected]||| [email protected]
» Паркет в жилых интерьерах Москвы в 19 веке

Паркет в жилых интерьерах Москвы в 19 веке

В первой половине 19 века паркет применялся не во всех домах. Его наличие или отсутствие далеко не всегда зависело от имущественного или социального положения заказчика.
Тогда паркет настилали не во всех комнатах,а только в парадной зоне, т.е. в небольшой части дома, а иногда только в одной комнате. В остальных комнатах, жилых и тем более подсобных, полы настилали дощатые либо дощатые щитовые.В столице богатые министерства и департаменты позволяли себе стелить паркет в присутственных залах.

В жилых домах начала 19 века паркет можно обнаружить в зале, гостиной, парадной спальне, портретной, картинной галерее или иных парадных помещениях.
Паркетные полы собирались из отдельных щитов. Наиболее распространенные габариты щита 142х142 см (2 аршина), но встречаются и 106х106 см (1,5 аршина).
Щит наборного паркета состоит из фундамента и слоя клепки. Фундамент изготавливается из древесины хвойных пород (лиственница, сосна), клепка - из дуба и цветных, драгоценных, пород дерева. Щит соснового паркета лишен слоя клепки. Собственно фундамент состоит из обвязки и филенки. Толщина - их датировочный признак. От первой половины 19 века ко второй этот размер в обвязке меняется от 50 до 60 мм, в филенке - от 30 до 40 мм.

Ширина контурной обвязки в среднем составляет около 100 мм, средниковая обвязка обычно шире контурной на 20 - 70 мм. В сосновых штучных паркетах, когда это зависит от рисунка, контурная обвязка может составлять половину средниковой.

Фундаменты фризовых щитов по конструкции практически ничем не отличаются от рядовых, однако принципиально отличны по общим габаритам. Ширина фризового щита зависит от модуля рядового щита и размеров помещения. Длина его составляет 3 аршина или сажень (212 - 215 см); поперечные средники фризовых щитов не крестовые, их может быть по длине фундамента один или два.
Дощатый фризовый щит практически ничем не отличается от столярного щита дощатого пола на шпонках. Рядовые щиты могут быть уложены не полными, а частично опиленными (чаще всего по рисунку) доборами. Доборы применяются главным образом в бесфризовых прямолинейных в плане помещениях, но могут быть и во фризовых паркетах, чтобы улучшить пропорции фриза.
Основанием для паркетных щитов является обрешетка, врезамая в балки перекрытия и имеющая при обычных паркетных щитах по осям 1 аршин (71 см).

Паркетные щиты в первой половине 19 века крепились к обрешетке основания гвоздями, во второй половине 19 - начале 20 в. для этой цели могли использовать шурупы. Филенка фундамента соединяется с обвязками "в гребень". С тыльной стороны филенка может быть фигаррейной, с лицевой - непременно прямая, заподлицо с поверхностью обвязок. Соприкасающиеся кромки фундаментов скошены для лучшего сопряжения щитов друг с другом.

Паркет щитовой на шпонках тоже состоит из щитов, однако щиты эти меньше по размеру (71х71 см.) и не филенчатые,а состоят из отдельных брусков, сплоченных на шпонках. Швы между щитами зарыты жилкой мореного дуба с лицевой стороны. Основанием для паркета служит обрешетка, врезанная в балки пола. Размеры по осям обрешетки соответствуют размерам щитов. При этом балки перекрытия кладутся без модульного учета последующей настилки щитов паркета.
Паркетные полы, как правило, содержали в безупречной чистоте. За ними ухаживали практически каждодневно - при многочисленной дворне то было не трудно. При отделочных работах дощатые щитовые полы грунтовали, шпаклевали а затем окрашивали масляной краской за 2 -3 раза. Плинтусы окрашивали также. По окраске полы могли вощить или покрывать лаком. Во второй половине 19 в. дощатые полы могли оклеивать обоями под дуб или ясень, а затем покрывать английским лаком в несколько слоев.

В первой половине 19 в. покрывали воском не только паркетные, но и дощатые полы. Во второй половине 19 - первой половине 20 в. полы сначала покрывали мастикой, а затем натирали воском. Галтельные плинтусы отделывали аналогичным образом.
Каждый паркетный щит обладал определенным рисунком. Характер рисунка зависел от времени изготовления, стоимости, стилевой ориентации интерьеров.
Рисунок штучного соснового паркета представляет собой открытую конструкцию фундамента. Сосновый паркет был весьма распространен в первой половине 19 в. В третьей четверти 19 в. сосновый паркет могли настилать в жилых комнатах.
Декорировался четырехчастный сосновый паркет обычно жилкой черного дерева по периметр филенок.

Сосновый паркет первой половины 19 в. мог изготавливаться размером не 142х142 см (2 аршина), а 106х106 (1,5 аршина).
Щитовой паркет на шпонках представляет собой с лицевой стороны, в простейшем варианте, квадратные ячейки - шашки, окантованные жилкой мореного дуба.
Фундамент каждого щита наборного паркета оклеивали с лицевой стороны клепкой, составляя определенный рисунок. Рисунок могли компоновать из одного или нескольких типов клепки, в парадных комнатах дорогой паркет мог включать десятки типов клепки.
Рисунки четырехчастных дубовых наборов паркета стилизованно имитируют конструкции сосновых фундаментов. Со временем средники и обвязки, имитируемые клепкой, заметно изменились по ширине, некоторые сузились, иные заметно расширились, порой обрастая орнаментом настолько, что конструктивная основа, заложенная в рисунке, едва угадывалась в структуре орнамента.
Девятичастный сосновый паркет во второй трети 19 в. мог применяться как в жилых, так и в парадных комнатах. Рисунок такого паркета зависит от конструкции фундамента. Декорировали девятичастный сосновый паркет, главным образом врезая по периметру филенки жилки мореного дуба. Девятичастный дубовый наборный паркет имитировал фундамент соснового паркета.
Рисунок многих паркетов в значительной мере стилизован.
Рисунок 16- и 25- частных щитов (четыре и пять филенок по одной стороне щита) подчинен тем же закономерностям, что и четырех- и девятичастные щиты. Генетически рисунок паркета связан с конструкцией фундамента, а вопрос стилизованных орнаментированных трансформаций конструктивной структуры рисунка зависит от фантазии художника.
Диагональная решетка из контрастных материалов характерна для эпохи классицизма.
Диагональная квадра - один из самых простых по рисунку и исполнению типов. Разновидности этого паркета разнообразны по масштабу. В большинстве случаев паркет декорировали жилкой черного дерева, уложенной в различных модификациях. Текстура ориентирована как вдоль стороны квадры, так и по ее диагонали.
Рисованный паркет - не редкость в 19 в. Один из них - рисованный паркет простейшего типа, имитирующий конструкцию соснового щита с разделкой по границам деталей жилкой мореного дуба. Паркет писан масляными красками, текстура имитирована направленным движением кисти.


Слайд-шоу

Художественный 3D паркет

Паркет с подсветкой

Столешница

Уникальные проекты